трезвичи
vk
DONATE
DONATE

Святогорский чин

Богослужение в монастыре

Богослужение всегда было и   продолжает оставаться   центром   всей   монашеской   жизни.

Основное делание монаха - молитва, которое первенствует среди всяких других дел в общежитии. Прообразом церковного богослужения на земле является небесная Литургия, непрестанное славословие ангелов на Небе. Поэтому каждый раз, участвуя в церковной службе здесь на земле, мы уподобляемся огненным серафимам и многоочитым херувимам, воспевающих Создателя на Небесах.

Сегодня Малицкий монастырь придерживается афонского устава, который был составлен древними отцами – святогорцами. По своим внешним правилам он более всего соответствует уставам двух афонских обителей – сербского монастыря Хиландар и Свято-Пантелеимонова Русского монастыря. Можно с достоверностью сказать, что в России едва ли найдется хотя бы несколько монастырей, следующих такому уставу, где соединяется русская и греческая богослужебные традиции. Одновременно сохраняя русскую дореволюционную практику, монастырь в основном следует святогорскому чину богослужения, который есть неотъемлемая часть афонского устава.


Чем так привлекателен святогорский устав и почему маленький монастырь в самом сердце России перенял его? Всё дело в непрерывности духовной традиции. Богослужение на Афоне больше 13 веков совершалось по неповреждённому уставу, перенятому ещё от палестинских отшельников (первых насельников Афона). На Православном Востоке в целом в условиях турецкого завоевания монастырский церковный устав был подвергнут серьезным сокращениям. Афон же не только сохранил устав нетронутым, но и значительно обогатил его богослужебными традициями различных монастырей. Более тысячи лет Святая Гора собирала духовный опыт монашествующих всех православных народов Земли: сирийцев, греков, сербов, болгар, румын, грузин и русских. Святая Гора Афон – духовный центр вселенского Православия, а святогорский устав - самое лучшее духовное завещание огромного сонма монахов афонитов, прославленных в лике святых. Поэтому при выборе устава в современной богослужебной практике игумен Борис остановился на святогороской традиции.

Церковные службы в монастыре, безусловно, ежедневные. В общей сложности богослужения занимают у монахов около семи часов в сутки с учётом келейного монашеского правила. Нельзя не отметить, что продолжительность и суровость монастырских служб не только не отталкивает прихожан, но, напротив, привлекает многих верующих.

Основными местами совершения богослужений являются большой Покровский храм, исполняющий роль кафоликона (καθολικὸν - соборный храм мон-ря), и «старый храм» параклис (παρεκκλήσ) - небольшой по размеру домовой храм в честь святителя Николая Чудотворца, расположенный в южном крыле братского корпуса. Обычно ежедневные службы суточного круга совершаются в старом (домовом) храме, а в новом - Покровском, значительно большем по размеру - служат в большие праздники и воскресные дни всего года.

График вседневных служб таков: в 5 часов вечера начинается «вечерня», которая длится около часа и заканчивается ежедневной заупокойной литией, совершаемой в притворе. По окончании службы следует трапеза и сразу после неё - повечерие. Как и 9-й час, оно совершается в притворе храма. Бархатная завеса, отделяющая притвор от главной части храма, в этот момент задернута. В память о чудесной помощи Пресвятой Богородицы при возрождении монастыря на повечерии всегда поётся молебный канон перед ватопедской иконой «Отрада и Утешение», и затем игумен всех помазывает елеем от лампады, горящей пред святым образом. Также за повечерием ежедневно читается акафист Божией Матери. Эта святогорская особенность никогда не опускается, так как Божия Матерь является хранительницей не только Своего земного удела – Святой Горы Афон, но и Матерью всех монахов вообще. В конце службы под византийское пение Богородичного тропаря «Красоте девства твоего…» все насельники прикладываются к иконам и берут благословение у игумена на грядущую ночь.

Утреннее богослужение в будни начинается без четверти шесть полунощницей. Обычно, на ней присутствуют только монахи. Эта часть службы всегда совершается в темноте, и только блики от горящих лампад освещают стены храма. В боковом освещенном лампой уголке один из чтецов читает последование полунощницы. Атмосфера умиротворённая, молитвенная: в приглушенном свете лампад, освещающих золотые фоны на иконах, беззвучно появляются одетые в черное фигуры монахов и послушников, по традиции крестящиеся и кланяющиеся трижды на Царские врата алтаря и по обеим сторонам; они берут утреннее благословение у игумена и расходятся по стасидиям.

После полуночной службы священник открывает завесу притвора и все переходят в главный храм, где будут совершены заутреня и часы.

Вдоль стен всего храма в стасидиях располагаются монахи и миряне. Благодаря такому распределению в храме помещается большое количество людей, при этом не создается суеты и шума. Стасидия – деревянное кресло с высокими подлокотниками, в котором можно, в зависимости от важности момента службы, сидеть, полусидеть или стоять.

На буднях вся служба читается и поётся «поскору», вместо более длительных византийских распевов употребляется «обиходный». Часто на помощь певчим из числа братии приходят миряне и также поют на клиросе. Это не возбраняется.

До начала Божественной литургии, монах, облаченный в мантию, с интервалом по 15 минут обходит монастырь и ударами в деревянное било (талантон) созывает мирян - трудников и паломников в храм. По преданию таким способом Св. Праотец Ной созывал животных на ковчег. Затем сразу же ударяют в железное било (сидерикон), после чего, если есть праздник, бывает короткий звон на колокольне.

Литургия в обычные дни продолжается около часа. Это самое важное богослужение в Христианской Церкви, и пропустить ежедневную Литургию можно только по очень уважительной причине. Важнейшие моменты литургии, такие как херувимкая песнь, отмечаются тем, что в это время все выходят из стасидий и низко кланяются.

В конце литургии в центре храма поставляется блюдо с коливом (в русск.традиции - кутия), служащий иеромонах кадит коливо и читает молитву на его благословение; то же бывает и в дни поминовения. После литургии верующим раздается антидор и освщенное коливо. Проходит день, наполненный различными заботами и послушаниями, и снова вечером опять бывает слышна дробь ритмичных ударов монаха, обходящего храм вокруг с билом руках, затем железные била, вступают колокола…И так каждый Божий день монахи непрерывно возносят свои молитвы за весь Мир.

Главным украшением монастырских служб в Николо-Малице является византийское пение, которому придается особое значение. Монастырский хор вырос из певческого кружка, который был создан в том же 2006-м году, что и сам монастырь. Основал его, по благословению игумена Бориса, его духовный сын Борис Чибисов. С детства, одарённый молодой человек интересовался церковным пением, самостоятельно выучил древнегреческий и латынь. Изучив сложную систему древнегреческой музыкальной нотации, и освоив византийские гласы, Борис собрал группу молодых ребят и стал обучать их церковному пению. Уже много лет, он является протопсалтом и регентом монастырского хора. Те, кто впервые слышит византийское пение, бывают буквально очарованы восточной мелодией. Древние византийские распевы исполнены сурового аскетического духа и заметно отличаются от более чувственного партесного пения, которое повсеместно употребляется в храмах Русской Православно Церкви. Главное отличие греческого пения от партесного состоит в том, что оно одноголосное, в нём нет партий, разбивающих мелодию на разные звуки. Пение осуществляется не по обычным нотам, а по старинным крюкам или невмам.

В наше время, на всём необъятном пространстве Русской Церкви, действуют всего лишь несколько византийских хоров и услышать в России настоящий византийский хор, подобно братскому хору Николо-Малицкого монастыря, - большая редкость.

За богослужением в монастыре принципиально не используется электричество, и вся служба совершается только при свечах. Это создаёт особый молитвенный настрой. Первое, что бросается в глаза при входе в церковь, это низко висящие паникадила (церковные люстры). До них можно дотянутся рукой. Так устроено специально. Алтарники, прислуживающие на службах, используя длинные шесты, периодически возжигают и тушат свечи на высоких подсвечниках и паникадилах. На самые важные моменты службы братья вручную приводят в движение паникадила, подвесные лампады и хорос.

Горящие свечи, качающиеся паникадила создают торжественное, праздничное настроение у молящихся. Свет от горящих свечей отражается на позолоченных нимбах святых, изображённых на фресках; блики переливаются, играя по всему храму. В этот момент кажется, что святые оживают, приходят в движение и молитвенно соучаствуют нам в церковном торжестве.

Сегодня, такой ритуал можно увидеть только на Святой Горе Афон, куда он был перенесён из собора Святой Софии в Константинополе. Вращение церковных светильников имеет глубокий духовный смысл. Одному святому старцу, жившему на Афоне в 9 веке, было видение: во время литургии, когда хор умилительно пел херувимскую песнь, вся церковь наполнилась ярким светом, отверзлись небеса и множество ангелов в ликующем восторге летали по храму и своими крыльями задевали светильники, приводя их в движение. Святой Николай Кавасила, богослов и мистик 14 века, смысл вращающихся под церковными сводами свечей толковал как движение звёзд в космосе, славящих своего создателя Бога.

Есть строгий устав, согласно которому количество зажженных свечей соответствует разряду службы. Чем торжественнее церковный праздник, тем больше свечей возжигается на светильниках.

Всего в храме 190 свечей и 7 видов светильников, каждый из которых бывает задействован за богослужением в свое время. Одни светильники, такие как шарообразные люцерны или святогорские фанарии – большие стеклянные чаши с маслом, подвешенные на цепях – горят на протяжении всей службы, образуя в темноте «дежурное» освещение; другие светильники – металлические маслёнки, гентекии, драконтии, хорос – зажигают только на особо важные моменты службы. Также по сторонам Света под сводами храма подвешены 5 литых крестов. Такую необычную форму лампы в виде креста (от греч. Ставрос) в 4 веке придумал Св. Иоанн Златоуст. С тех пор и до нынешнего дня, такие «ставросы» составляют неотъемлемую часть любого афонского храма. Во время Утрени, на Полиелее, а также на Литургии специально назначенные братья, с помощью тросов, опускают кресты вниз и зажигают на них керасиновые маслёнки.

Помимо множества маслёнок и лампад, главным украшением Покровского храма является привезённый и Греции хорос. Хорос – это огромный десятигранный латунный обруч, скреплённый двуглавыми орлами и свисающий на длинных цепях из под купола. Расположенные на хоросе свечи возжигаются только по воскресным дням и праздникам. И только один раз в год зажигаются абсолютно все свечи храма и раскручиваются с максимальной силой – на Пасху Христову.

По великим праздникам, как в греческом, так и в русском уставе установлено совершать всенощное бдение или агрипнию (от. греч. «неусыпание»). Бдения на Афоне по их торжественности, а значит, и продолжительности, разделяются на три вида. Первое — «панигир», длящееся до 14 часов непрерывно — торжественное праздничное в полном смысле; второе — на двунадесятые праздники, продолжающееся до 12 часов ночи; а третье — обыкновенное, не восходящее свыше 10 часов. В Малицком монастыре сегодня иногда совершаются бдения только третьего типа. Начинаются всенощные в 10 часов вечера и длятся до утра. Те миряне, которым удавалось побывать на них, отмечали, что, несмотря на длительность богослужения, никто не чувствовал усталости, так как ощущали особую благодатную силу ночной молитвы.

По воскресным дням Литургия начинается в 9 утра. Прихожане и паломники из разных регионов России пишут записки в притворе, ставят свечи и стараются успеть исповедоваться до начала службы. Зажигаются маслёнки подвесных «крестов», свечи на паникадилах… По свидетельству многих прихожан, воскресная Литургия проходит на одном дыхании. Обычно на службах, помимо священника и диакона прихожане часто видят молодых алтарников, идущих по всему храму с церковным платом на спине и кадящих иконы серебряной кацеей. Кацея - греческая ручная серебряная кадильница с длинным хвостом на ручке, увенчанным головой дракона и украшенная бубенцами. Ручные кадильницы издревле широко употреблялись в Православной Церкви, но к нашему времени, нигде, кроме как на Афоне, их не увидишь на службах. «Великий вход» из алтаря совершается «по-гречески», когда игумен, неся в руках святую чашу, проходит по всему храму, совсем рядом с мирянами. Последние в глубоком благоговении низко склоняют голову, словно Сам Христос проходит рядом с тобой. В церкви стоит тишина. Священник в этот момент олицетворяет Иисуса Христа, несущего Святые Дары людям. Если на входе участвуют и другие священники, то они, по афонской традиции, несут в руках ковчежцы со святыми мощами. Причащаются верующие почти в полной темноте, поскольку все свечи на паникадилах уже погашены. Во время Святого Причащения не бывает яркого освещения, напротив, горит лишь одна свеча, символизирующая таинственное сияние истинного и вечного света – Господа нашего Иисуса Христа.

Ещё одна чисто греческая особенность, которую трудно не заметить в Покровском храме, - это множество епитрахилей (часть облачения священника – символизирующая благодать), обрамляющих киоты и иконостас. Традиция украшать иконы разноцветными пеленами и облачениями появилась на Святой Горе в средние века. На великие праздники весь храм преображается: развешиваются самые богатые бархатные пелены, устанавливаются праздничные лампады. По полу разбрасываются лепестки роз и лавровые листья, от которых в храме стоит сильный душистый запах.

Николо-Малицкий монастырь за год празднует трижды панигиры - престольные праздники: Покров Богородицы (14 октября) и дважды память Святителя Николая (19 декабря, 6 мая). Также торжественно отмечается память Свят. Арсения, покровителя Твери, Влмч. Георгия Победоносца, Прп. Саввы Вишерского, Иверской иконы Пр. Богородицы. В эти дни в обители всегда бывает бдение.

Вообще служба в Малицах имеет столько много заимствований из греческого богослужения, что для многих русских православных, она кажется очень странной и, с первого взгляда, непонятной. Но, достаточно недолго постоять на службе и погрузиться в молитву, как всё необычное, греческое, чужое становится естественным, понятным и родным.

солунь

ВОЗРОДИМ СВЯТЫНЮ

Внесите свой посильный вклад в Благое дело возрождения Отмицкого монастыря. У Господа даже малая лепта, принесенная от всего сердца, не останется без награды.

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

При Николаевском Малицком мужском монастыре с 20 сентября 2015 года работает Воскресная школа для детей. Занятия проводятся по воскресным дням в 12 часов. (с)